Всегда была тяга к таким режимам. Молдова неформально стала президентской республикой
Майя Санду фактически заменила собой партию, правительство, парламент, неформально превратив республику в президентскую. Насколько это нормально, и как долго это может тянуться, предположил политолог Корнелиу Чуря в эфире телеканала «Молдова 24».
«В принципе, в Республике Молдова всегда была тяга к неформальным политическим режимам», — сказал он.
В пример Чуря привел режим Владимира Воронина, чья ключевая позиция, по словам эксперта, в политической системе не отражала его формальную политическую силу в Конституции. Он также напомнил про режим Владимира Плахотнюка, который вообще не занимал официальной позиции, но во многом контролировал политическую систему Молдовы в течение трех лет. Между ними, отметил политолог, были периоды «слабовластия», то есть режимы Альянса за евроинтеграцию, Игоря Додона и самой партии PAS.
«Вот у нас пока что, в политической нашей жизни, есть выбор между такой системой, неформальной, но сильной политической властью одного человека, или выбор таких плюралистских, немножко хаотичных политических, гибридных политических систем. Я предпочитаю все-таки те режимы, где больше власти. Поэтому меня не то, что устраивает нынешний режим, но я вижу в нем логику», — пояснил он.
Чуря добавил: если забрать у Санду и партии PAS власть неконституционным путем, и потом таким же способом ее кто-то возьмет или вернет, то жаловаться будет не на что, потому что их убрали тем же методом, который использовали они сами. И это, заключил эксперт, было бы справедливо.
В свою очередь, лидер партии «Шанс» Алексей Лунгу заявил, что вокруг Санду возводят культ личности.